ищущий погибшую овцу, оставивший девяносто девять и отправившийся в поиски за
одной. Он отыскивал одну, не пренебрегая многими, и не предпочитая одну множеству;
Он покидал девяносто девять, потому что знал, что они безопасны в овчарне; всюду
отыскивал одну, чтобы она не стала пищей для диавола. Овца без пастыря — готовый обед
для зверей; и душа не запечатленная подвержена козням демонским. Поэтому, недавно
Закхея, как овцу, он исхитил из пасти волка, присоединил к Своей овчарне и удостоил
печати. Как пастырь, желая поймать заблудившуюся овцу, оставляет ручное животное,
чтобы оно, свободно пасясь, привлекло отлучившуюся, — так и Слово Божие оставило
Свою плоть, которую получило от Девы, как овцу на пастбище, за трапезой Закхея, чтобы,
привлекая его общим угощением к сожительству, незаметно соединить со Своим стадом.
Но, не понимая этого, фарисеи роптали, видя, что Он ест с мытарями. Они, как ветхий мех,
разорвались, потому что не могли удержать у себя нового вина учения, а мы пойдем вслед
за человеколюбивым пастырем. Присоединив к апостольскому стаду мытаря Закхея, Он и
грешницу блудницу, повинную в неисчислимом нечестии, воротил в незапятнанную
овчарню, извлек, как агницу, из пасти диавольской. Чтобы вам знать и человеколюбие
Христа, и неразумие фарисеев, и отречение грешницы (от ее прежнего), я предложу вам
евангельские изречения; если вы вслушаетесь в высокое чтение, то легко усвоите и
толкование. «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом
фарисея, возлег» («Моляше же некий от Фарисей Иисуса, дабы ял с ним: и вшед в дом
Фарисеов, возлеже») (Лук. 7:36). О, несказанная благодать! О, неизреченное
человеколюбие! И с фарисеем Он угощается, и мытарей не отвергает, и блудниц
принимает, и с самарянками беседует, и хананеянку удостаивает слова, и кровоточивой
уступает край одежды. Подлинно, Он врач, исцеляющий всякие страдания, чтобы всем
принести пользу — злым и добрым, неблагодарным и признательным. Потому и теперь,
будучи позван фарисеем, Он входит в дом, исполненный нечестия. Где фарисей, там
притон порока, убежище греха, вместилище надменности. И хотя таков был его дом,
Господь не лишает его Своего прибытия — и естественно. Как солнце остается без вреда
для себя, посылая свои лучи на грязь, напротив, устраняет присущую там мерзость, ничего
себе не усваивая отсюда, так и Христос, как Солнце правды, принимает всякое преступное
и нечистое место, и истребляет лучами Своей благодати зловоние греха, не терпя, по
Своему божеству, ни оскорбления, ни умаления, ни осквернения. Потому Он легко
согласился на призыв фарисея — тихо, молча, без обличения его жизни; во-первых, чтобы
освятить позванных, позвавшего, семью, роскошные кушанья, потом, (чтобы) показать
возлежанием, вкушением, употреблением хлеба, питьем, что воплощение не было
призраком. Он соглашается на призыв фарисея скоро, так как намерена была прийти
блудница и показать образ теплого и пламенного покаяния; оплакиванием своего
нечестия перед лицом книжников и фарисеев она имела научить их, как грешникам,
сокрушающимся о своих грехах, нужно умилостивлять Бога. «И вот, женщина того города,
которая была грешница» («Се жена во граде, яже бе грешница») (Лук. 7:37). Жена
грешница — первая сеть диавола, повод к заблуждению, учитель преступления,
помощница, оказывающаяся неприятелем, красота по природе, оказывающаяся злом по
своей воле, посредница смерти; она показала красоту древа, и целый рай погубила. «И вот,
женщина того города, которая была грешница», обремененная многим нечестием. Я скажу
о множестве ее прежнего нечестия, чтобы вам знать ее многоценность. Бог, взяв кость из
бока Адамова, сделал ее плотью, создал Еву, которую дал в помощь Адаму, назвав (ее)
женой. Но после греха и нарушения закона, изгнания из рая и наказания смертью, Он
устраивает борьбу между браком и смертью, чтобы род (человеческий) не погиб
совершенно, истребляясь смертью, (так что) что он сеет, она пожинает, (и) что она