исчезло, потерявшись в глубине забвения. Обновляются, как читаем у Исаии,
«острова к Богу» (Ис.41:1); что бы ни надлежало понимать под этими
островами, а по моему мнению понимать должно Церкви, недавно
устроенные из язычников, возникающие из горького неверия и получающие
твердость, удобовосходимую для Бога. Обновляется, у другого Пророка
(Иер.1:18), «медная стена», то есть, как думаю, душа твердая и златовидная,
новоутвержденная в благочестии. Мы имеем повеление «петь Господу песнь
новую» (Пс.149:1), увлечены ли мы были грехом в Вавилон, в эту лукавую
слитность, и потом счастливо возвратились во Иерусалим, и как там, будучи
на земле чуждой, не могли петь божественной песни, так здесь составили и
новую песнь, и новый образ жизни, или постоянно пребывали и преуспевали
в добре, и иное уже совершили, а иное еще совершаем при помощи Святого
и обновляющего Духа. Обновляется, и притом весьма великолепно, Скиния
свидения, которую Бог показал, Веселиил совершил, а Моисей водрузил.
Обновляется и царство Давидово, даже однажды, но в первый раз при
помазании, а в другой — при провозглашении Давида царем. «Настал же
тогда праздник обновления в Иерусалиме, и была зима» (Ин.10:22), то есть
зима неверия. И пришел Иисус — Бог и храм, Бог вечный, храм новый в один
день разоряемый, в три дня восстанавливаемый и пребывающий вовеки, да
буду я спасен, воззван от древнего падения, и сделаюсь новой тварью,
воссозданный таковым человеколюбием. Божественный Давид желает сердца
чистого, в нем созидаемого, и духа правого, обновляемого во утробе его, не
потому, чтобы не имел (кому же и иметь, как не великому Давиду?), но
потому, что признает новым настоящее, непрестанно прилагаемое к
прошедшему. Но какая мне нужда говорить о большем числе обновлений?
Могу объяснять настоящее Обновление, которое ныне празднуем — от
смерти преходя к жизни. Обновление, обновление — наш праздник, братья;
да повторяется это неоднократно от удовольствия. И какое еще обновление?
Кто знает, пусть научит этому, а не знающий да обновит слух!
Бог есть свет неприступный. Он непрерывен, не начинался, не прекратится;
Он неизменяем, вечносияющ и трисиятелен; немногие (думаю же, едва ли и
не многие) созерцают Его во всей полноте. Силы, окружающие Бога и
служебные духи — суть вторые светы, отблески Света первого. А свет,
который у нас, не только начался впоследствии, но пресекается ночью, и сам
равномерно пресекает ночь. Он вверен зрению, разлит в воздухе, и сам
приемлет то, что отдает; ибо доставляет зрению возможность видеть, и
первый бывает видим посредством зрения, разлитый же вокруг видимых
предметов сообщает им видимость. Бог, восхотевший устроить этот мир,
который состоит из видимого и невидимого и служит великим и дивным
проповедником Его величия, этот Бог для существ присносущих Сам есть
Свет, а не иной кто (ибо нужен ли свет вторичный для тех, которые имеют