ХРАМ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ВОСПИТАНИЕ"
11 октября. Память прп. Кирилла и Марии Радонежских
Все новости / 11 октября. Память прп. Кирилла и Марии Радонежских

11 октября. Память прп. Кирилла и Марии Радонежских

Все, что касается представления о детстве и родителях Варфоломея, в монашестве – Сергия, для нас, по выражению писателя Бориса Константиновича Зайцева «в тумане», только «общий некий дух» можно уловить их жития, вышедшего из под пера Епифания – ученика и первого биографа преподобного Сергия.

По древнему преданию, имение родителей Сергия, бояр Ростовских, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль.

Отец, хотя и «от славных и нарочитых боляр», жил со своей семьей, по-видимому, просто. Он не раз сопровождал в Золотую Орду князей Ростовских, и из-за тяжелых податей (даней) и хлебных недородов жил небогато. Ярким свидетельством тому является то, что отрок Варфоломей в одиночку был отправлен отцом на поиск потерявшегося скота.

О простоте жизненного уклада родителей, получивших наглядное доказательство необычности их еще не родившегося ребенка, трижды вскричавшего в утробе матери во время Божественной Литургии, Епифаний пишет совсем незамысловато: «Встретив рождение младенца, они позвали к себе родных и друзей, соседей и предались веселью, славя и благодаря Бога, давшего им такое дитя».

О нежной любви родителей своему необычному чаду, отказывавшемуся материнского молока в постные среду и пятницу, свидетельствуют слова агиографа о поисках, правда безуспешных, родителями кормилицы для него.

Принципы семейного воспитания троих сыновей – Стефана, Варфоломея и Петра также укладываются Епифанием в простую формулировку: «ихже воспита со всякым наказанием в благочестии и чистоте». Под наказанием здесь, естественно, следует понимать наставление, а не насильственное принуждение.

При этом родители проявляли некоторую снисходительность к затруднениям Варфоломея в обучении грамоте и изучению Священного Писания. От них он, по свидетельству Епифания, «много браним бываше», но более – от своего учителя.

В то же время сам отрок скорбел из-за невнимательности и не прилежания в учении, без неприязни к родителям за их укоры, и с чистым сердцем пригласил встретившегося ему при поисках пропавшего скота старца – странника иеромонаха к себе домой, поясняя, что «родители мои зело любят таковыя, якоже ты, отче».

С присоединением Ростовского княжества к Московскому и возникновении гонений на местные роды со стороны московских ставленников, все семейство было вынуждено переселиться из Ростова в селение Радонеж. Получив в лесистом необжитом краю поселение на льготных условиях от сына Московского князя Ивана Калиты, глава семьи уже не мог управлять им по своей старости. Поэтому он возлагал надежды на своих сыновей, но Стефан и Петр, женившись, вынуждены были в большей степени заботиться о своих семьях. Таким образом родители, спасшие от гонений будущего игумена земли Русской, сами нуждались в его непосредственной поддержке.

И не смотря на непреодолимую тягу к иноческой жизни, Варфоломей со смирением взял на себя заботу о родителях до того времени, как они сами приняли решение уйти в монастырь.

Иноческий выбор родителей святого Сергия представляет особый интерес. Прямого свидетельства, что Кирилл и Мария ушли в Хотьковский монастырь, нет. Но они там были погребены, из чего заключают, что в Хотькове они жили.

Древность знала общие монастыри для монахов и монахинь, только соборное определение 1504 года запретило такую практику. Родителям преподобного Сергия при их предсмертном пострижении в монашество, вероятно, были изменены имена. Какие же имена родителей своего учителя упоминает преподобный Епифаний: мирские или монашеские? Известный историк церкви, автор специального труда о Сергии историк Русской Церкви, академик Евгений Евсигнеевич Голубинский считает, что вернее – монашеские.

До своих последних дней, а скончались супруги почти одновременно в 1337 году, они могли видеться, молиться за своих детей, сопереживать друг другу и уже без трепета смотреть в будущее. Их долг христианских родителей был исполнен.

С XIV века Кирилла и Марию почитали, и паломники, исполняя завет преподобного Сергия, прежде чем идти к нему в Лавру, посещали Хотьково, где в Покровском соборе покоились мощи святой четы.

После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован.

В 1981 году Кирилл и Мария были прославлены в Соборе Радонежских святых, празднуемом 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.

В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у гробницы.

В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 3 апреля этого же года, при праздновании 600-летия со дня кончины преподобного Сергия, состоялось общецерковное прославление его родителей, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

2019-10-11