Еженедельная приходская стенгазета
Комиссии по миссионерству и катехизации
при Епархиальном совете г. Москвы
Выпуск 1 2 ( 1 3 2 ) , 10. 0 3 .2019
1
ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
(1116 марта)
Великий пост самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов.
В его основе подражание сорокодневному посту Христа в пустыне. Пост является
подвижным, то есть его даты начала и ок он чания меняются каждый год. В 2019 году пост
начинается 11 марта и заканчивается 27 апреля. 28 апреляСветлое Христово Воскресен и е,
Пасха. Наиболее строгие недели постапервая и последняя (Ст растная).
Великий пост это время духовного расцвета и пробуждения, усиленной работы над своим
внутренним состоянием, строгого воздержания, очищения наших грехов покаянием и
сугубой молитвы.
Богослужение периода Великого поста имеет ряд характерных особенностей, выделяющих
это время из всего церковного г ода. Протопресвитер Александр Шмеман пишет: «Великий
Пост настоящая школа покаяния, в которой каждый человек должен ежег одно учиться
yглyблять с вою веру, пересматривать с вою жизнь и, насколько это воз можно, ее изменять.
Цель Поста в том, чтобы "смягчить" наше сердце, дабы оно могло воспринять духовные
реальности, ощутить скрытую до тех пор жажду общения с БогомЭта постная атмосфера,
это единственное "состояние духа" создае тся гл авным образом богослужениями,
различными изменениями, введе нн ыми в этот период поста в литургическую жизнь».
В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) Великого поста на Великом
повечерии читается канон преподобного Андрея Критского с припевами к каждому стиху:
«Помилуй меня, Боже, помилуй меня». По своему содержанию канон представляет собой
сердечный плач о грехах и молитвенный вопль Богу о помил овании, облеченный в форму
беседы с собственной душой. Для достижения своей целиприведения души к искреннему
покаянию авт ор постоянно обращается к образам и сюжетам Ветхого и Нового Заветов.
Вся Священная история рассматривается преподобным Андреем как история человечес кого
греха и праведности, от вержения Бога и возвращения к Нему, единственному Источнику
всех благ.
Православные христиане всегда ст араются не пропустить эти уд ивительные службы с
чтением канона. Для лучшего понимания можно воспользоваться на службах книжками с
параллель н ым переводом канона на русский язык и комментария ми. Великий канон это
кладезь духовн ой мудр ости, и просто вни мательно читая его, можно повторить и вспомнить
всю Библию.
Почти во всех храмах Великий канон начинает ся обычно в 18:00, чтобы люди успели после
работы в церковь. Но бывают ситуации, когда нет никак ой возможности все вечера быть в
храме. Например, мешают неподходящий график работы или попечения о детях,
родственниках. Тогда очень полезн о и хорошо будет читать канон дома.
Каждый д ень, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круг а а на
некоторых по нескольку раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина,
сопровождаемая земными и поясными поклонами. Молитва содержит напоминание о той
духовной «программе», которая составляет существо Великого поста и включает в себя
борьбу с основными пороками и ст ремление к при обретению главных добродетелей:
«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия
не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренном удрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Еженедельная приходская стенгазета
Комиссии по миссионерству и катехизации
при Епархиальном совете г. Москвы
Выпуск 1 2 ( 1 3 2 ) , 10. 0 3 .2019
2
Ей, Господи, Царю! Дару й ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего. Яко
благословен еси во веки веков. Аминь
В будние дни Великого поста не совершается полная Лит урги я. Связано это с тем, что она
является самым торжест венным и радостным событием в богослуж ебном круге. Вместо нее
по средам и пятн иц ам служитс я Литургия Преждеосвященных Даров особая древняя
служба, по происхождению представляющая собой вечерню с причащением. По уставу
Литургию Преждеосвященных Даров следует совершать вечер ом, но в приходской практике
это редкость служба перен осится, как правило, на утро.
В первую пятницу Великого поста по окончании Литургии Преждеосвященных Даров
совершается молебное пение святому великомученику Феодору Тирону с освящением
колива (разваренные зерна пшеницы или другая крупа с медом, орехами, сухофрукт ами),
которое зате м разд ается верующим.
Великомученик Фе одор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области в Малой
Азии, под начальством н екоего Вринка. Прозвище Тирон буквально означает «новобранец»
(в отличие, например, от «стратилат» «военачальник»). Юношу принуждали принести
жертву идолам, но святой Феодор твердо, во всеуслышан и е исповедал свою веру в о Христа
Спасителя. Начальник Вринк дал ему несколько дней на размышление, во время которых
святой Феодор усиленн о молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в
темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил
его. Приведенный к правителю Публию, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно
исповедал свою веру, за что мученик Тирон был осужден на сожжение. Он без трепета
взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою душу Богу.
Это прои зошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Не поврежденное огнем
тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии,
благочестивой женщиной Евсе вией. Впоследствии мощи его были перенесены в
Констант ин оп ол ь, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе
Гаэте.
Спустя 50 лет после мученической кончины святого Фе одора император Юлиан Отступник
(361363), желая надругаться и посмеяться над христианами, приказа л градоначальнику
Констант ин оп ол я окроплять в пе рвую седмицу Великого п оста все съестные припасы на
рынках идоложертвенной кровью. Свя той Феодор, явившись во сне архие пи скопу
Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на
рынках, а ели вареную пшеницу с медом коливо (кутью или сочиво). Поступив так,
христиане не были посрамлены Юлианом Отступником, и почитание святого мученика
Тирона после этого чуда распростра нилось. Например, празднование великомученику
Феодору в субботу первой седмицы Велик ого поста описывал через пару десятков лет
патриарх Константинопольский Нектарий (381–397).
В память явления Феодора Тирона Православная Церковь ежегодно совершает празднование
в субботу первой недели Великого п оста, а накануне, в пятницу, после заамвонной молитвы
Литургии Преждеосвященных даров, читается молебный канон святому великомученику
Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным, и освящается коливо.